Навигация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.

Яндекс.Метрика

   

Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми

Версия для печатиВерсия для печати

Проблемы, задачи и перспективы
информационно-библиотечной работы с детьми

Г.А.Кисловская

директор Российской государственной детской библиотеки,

г.Москва

  Согласно официальным данным в России проживает 22,8 млн. детей, что составляет  16,1% от общего населения. Это  тот самый человеческий потенциал,  который будет «создавать умную экономику» XXI века.
В условиях развития глобального информационного общества особенно  необходима грамотная политика культурного развития подрастающего поколения, частью которой должно стать развитие гуманной социокультурной и информационной среды, в которой дети и подростки могут получить представление о культурных ценностях и идеалах, действительно способствующих их становлению как будущих граждан страны. Органичным сегментом новой политики культурного развития подрастающего поколения должна стать библиотечная политика в интересах детей.
   Библиотеки могут и должны дать детям из различных социальных слоев общества  благоприятную и безопасную среду, лучшие информационные ресурсы, новые информационные технологии для развития личности ребенка.
Россия может решить эту задачу, поскольку сегодня в стране существует развитая сеть библиотек разных типов, занимающихся обслуживанием детей: детские, школьные, юношеские, общедоступные (публичные) библиотеки.
Школьную библиотеку (библиотеку общеобразовательного учреждения) можно рассматривать как социальный институт, призванный обеспечивать образовательный процесс, поддерживать детское чтение, развивать информационную культуру личности, содействовать образованию, воспитанию и развитию личности школьника.
Современная детская библиотека является «территорией детства».
Детская библиотека может:
•    Защищать права детей и заботиться о развитии у них гражданского сознания;
•    Прививать у детей интерес к отечественной культуре, истории страны, способствовать их патриотическому воспитанию;  
•    Развивать у детей интерес к другим культурам, способствовать развитию толерантного мышления;
•    Поддерживать ценности семьи и способствовать передаче культурных традиций от поколения к поколению;  
•    Сохранять, развивать и поддерживать культуру для детей и культуру, создаваемую детьми и вместе с детьми;
•    Собирать, сохранять, исследовать и способствовать продвижению и развитию детской литературы, периодики, как печатной, так и мультимедийной продукции для детей;
•    Отбирать, предоставлять, активно продвигать лучшее в культуре, создаваемой для детей, прежде всего, лучшую детскую литературу;
•    Формировать устойчивую потребность в чтении как основе непрерывного образования и самообразования, и тем самым внести свой вклад в создание интеллектуальной элиты общества;
•    Создать комфортную, безопасную и развивающую среду, где дети могут общаться, читать, смотреть, думать, заниматься и играть;
•    Участвовать своими средствами в социализации и творческом развитии личности;
•    Организовывать необходимое для развития ребенка межличностное неформальное общение (как с другими детьми, так и с взрослыми);
•    Научить детей и родителей грамотно пользоваться возможностями, предоставляемыми новыми информационными технологиями;  
•    Участвовать в создании безопасного «детского» Интернета (отбирать и показывать лучшие и наиболее интересные Интернет-ресурсы, обеспечить навигацию по ним в Интернете);
•    Поддерживать и просвещать родителей и других воспитателей в целях развития интеллектуально, эмоционально и физически здорового поколения;
•    Содействовать школе в образовании и воспитании детей;
•    Вести коррекционную работу с детьми, имеющими социальные и психические отклонения с помощью средств литературы, искусства, специальных библиотечно-информационных компьютерных программ.
   Ежегодное послание Президента РФ Д.А. Медведева  предельно ясно соединяет стратегические цели государства в области модернизации экономики с задачами в области развития культуры, призванной создавать «талантливых, образованных, открытых прогрессу людей».
   Эта бесспорная установка, прозвучавшая в Послании, должна рассматриваться как социальный заказ в области информационно-библиотечного обслуживания детей России на ближайшую перспективу.
   Прежде чем перейти к вопросу о конкретизации деятельности и перспективах развития библиотек, обслуживающих детей в XXI веке, попытаемся проанализировать ее сегодняшнюю специфику (во многом перенесенную из прошлого XX века) в контексте современных мировых тенденций развития библиотечного обслуживания подрастающего поколения.
   Права детей на информационное обслуживание закреплены в ряде документов, к числу которых, в первую очередь, относится  Конвенция ООН, Конституция РФ,  федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие библиотечное дело.
   Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, к детям относятся граждане возрастом до 18 лет. Согласно Конвенции, дети имеют следующие права:
•    право на получение образования и развитие личности (Ст.28,29); с целью постепенного достижения этого права на основе равных возможностей, должна обеспечиваться доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей (Ст.28, п.d).
•     право свободно выражать свое мнение (Ст.12, п.1); это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ (осуществление этого права может подвергаться некоторым необходимым ограничениям (Ст.13, п.1,2).
Конвенция также определяет  обязанность государства, а именно:
•    уважать и поощрять «права ребенка на участие в культурной и творческой жизни», содействовать «предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха (Ст.31).
•    обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников,   поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации (Ст.17).
   Сегодня в России продолжает совершенствоваться законодательная база по правам ребенка. Так, 2 июня 2008 г. в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, на которых была представлена «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности». Участники парламентских слушаний отметили, что особое внимание следует уделить исправлению существенных пробелов и других недостатков действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию, включая вопросы правового регулирования книгоиздания и периодических печатных изданий для детей; распространения информации в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет; организации детской игровой среды, детского досуга и осуществления контроля за проведением несовершеннолетними свободного времени и др. меры. В их числе отмечена также и государственная поддержка производства и распространения печатной, кино-, теле-, видео- и аудио- продукции, способствующей формированию нравственности детей.
    Права детей на получение качественной среды развития, на доступ к информации реализуются, в том числе,  через систему информационно-библиотечного обслуживания.
   В настоящее время информационно- библиотечное обслуживание российских детей осуществляют библиотеки, находящиеся в подчинении  двух ведомств – Министерства культуры и Министерства образования. Сложившаяся практика распределения ответственности основана на том, что сеть школьных библиотек, находящаяся в ведении Министерства образования, обеспечивает учебно-воспитательный процесс в школе, а общедоступные библиотеки разного уровня и правового статуса, которыми руководит Министерство культуры,  удовлетворяют потребности детей в духовном и интеллектуальном росте, самообразовании, социальной адаптации, проведении досуга.
    На 1. 01. 2008 года в ведении Министерства культуры  находилось 46 тыс. публичных (общедоступных) библиотек.
    В их числе - 4003 детских библиотеки (в 2000 году – 4447 библиотек), среди которых:
•    На федеральном уровне  – Российская государственная детская библиотека
•    На региональном уровне (республик, краев, областей) – 76 библиотек (20 республиканских детских и детско-юношеских, 47 областных детских и детско-юношеских, 9 краевых детских). В 7-ми регионах (в Республике Ингушетия, Новгородской области, в автономных округах) региональные детские библиотеки как научно-методические центры для библиотек, обслуживающих детей, отсутствуют.
Среди общего количества региональных детских библиотек выделяются 4 филиала Национальных  республиканских библиотек (Башкортостана, Якутии, Калмыкии) и  краевой  научной библиотеки (Хабаровск).
    В последнее время набирает силу объединение региональных детских и юношеских библиотек. Если в 2000 году таких библиотек было 5 ед., то в 2008 году их уже 15.
•    На муниципальном уровне – 3926 детских библиотек, в том числе 24 централизованные детские библиотечные системы, имеющие статус юридического лица (120 библиотек), остальные являются структурными подразделениями (филиалами, отделами, отделениями) муниципальных библиотечных объединений.
    В 2008 году библиотеками органов управления культуры (региональными и муниципальными) пользовалось  76% всего детского населения России  в возрасте до 14 лет, что составило 31,2% от общего числа пользователей общедоступных библиотек. Им было выдано 34,4% от общего количества выданной литературы в сети всех общедоступных библиотек.
   Каковы основные тенденции в информационно-библиотечном обслуживании детей России на современном этапе и как они соотносятся с общемировыми тенденциями?
   Библиотеки особенно высоко ценятся в демократических обществах, поскольку являются базовыми социальными институтами, гарантирующими бесплатное предоставление информации всем гражданам, независимо от их уровня дохода, образования, места проживания и проч. Для детей библиотеки компенсируют «неравный старт» - неравенство стартовых возможностей для детей из малообеспеченных семей, из семей, проживающих в сельской местности, находящихся в различных неблагоприятных условиях и др.
   Начавшийся в 2008 г. экономический кризис ухудшил положение многих библиотек. Особенно сильно пострадали многие школьные библиотеки. Однако  пока эти библиотеки общеобразовательных учреждений не будут укомплектованы необходимой школьникам литературой, модернизированы и переоснащены, многие школьники не смогут получить необходимые им книги, журналы, мультимедиа. И там, где школьные библиотеки не сумеют дать своим читателям все необходимое, дети пойдут просить эту информацию и книги в городские общедоступные и сельские библиотеки. Детям крайне нужны как школьные, так и публичные библиотеки, поскольку каждый тип библиотеки играет в жизни школьника свою, и при этом разную, роль.
   В современных условиях во многих развитых и развивающихся странах именно школьные и детские библиотеки (также как и общедоступные библиотеки) наравне со школами дают детям возможность бесплатно получать лучшие детские книги и журналы, работать на компьютерах и в Интернете, пользоваться мультимедиа, получать новые сервисы – услуги удаленного доступа к базам данных, прибегать к помощи квалифицированных библиотекарей. Однако в России эти возможности  ограничены. Чем вызваны эти ограничения? Назовем самые важные проблемы.

I.Проблема формирования фондов

   Несмотря на то, что дети (также как и многие взрослые), стали читать несколько меньше, они остаются одной из самых читающих категорий пользователей общедоступных библиотек. Насколько соответствуют главной своей задаче - обеспечению читательских потребностей - фонды библиотек?  
   Фонды документов составляют основу работы любой библиотеки. Причем, наряду с печатными изданиями, все большим спросом пользуется электронная продукция. От того, насколько фонд отвечает потребностям и запросам читателей, зависит их отношение к библиотеке, ее востребованность. Особенность детского запроса состоит в том, что детям нужны материалы здесь и сейчас. Они не могут и не хотят ждать. Их запросы определяются либо школьным заданием, либо сиюминутным интересом. Отсюда главное требование к фонду детской библиотеки – достаточность, современность и качество документов, предназначенных детям. В соответствии с Международным и Модельным стандартами публичных библиотек доля фонда документов, предназначенных для выдачи детям, должна составлять не менее 30% от фонда взрослых библиотек. К сожалению, эти нормы в России не выдерживаются даже в крупнейших региональных детских библиотеках, которые по своему статусу должны формировать свои фонды с наибольшей полнотой. Фонды центральных детских библиотек регионов России составляют всего 9% от фондов центральных научных универсальных библиотек.
   По данным Российской книжной палаты  в 2008 году в России для детей и подростков было выпущено в свет 11296 названий общим тиражом 149763,8 тыс. экземпляров. Крупные методические центры смогли приобрести для своих читателей только 30% этого объема, городские  – 10%, районные библиотеки – 5%, а уж шансы читателей сельских библиотек в получении новинок текущего года и вовсе минимальны. Тем не менее, за последние более или менее благополучные годы положение с комплектованием фондов библиотек детской литературой несколько улучшилось. Так, в Мурманской области 2008 год был годом улучшения состояния фондов библиотек, обслуживающих детей. Количество поступлений составило 129758 экз., что вдвое больше, чем в 2007 году. В два раза больше приобретено электронных изданий, а также  больше краеведческой литературы. Библиотеки располагают достаточными фондами: книгообеспеченность на одного жителя составила 5,2 книги, на одного читателя – 13 книг. Так же неплохо обстоят дела с комплектованием в Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и некоторых других областях России.
    Если же говорить о состоянии фондов библиотек, обслуживающих детей, и их пополнении в целом и по регионам России, то положение не столь благополучно, как в вышеприведенных примерах. Выбытие документов во многих библиотеках превышает поступление. Фонды детской литературы недостаточно обновляются, во многих регионах прослеживается явная тенденция к их сокращению.  
    Например, как неудовлетворительное можно охарактеризовать состояние фондов библиотек Ярославской области, обслуживающих детей. В связи с недостаточным финансированием библиотек на протяжении многих лет отсутствует системный подход к формированию фондов, библиотеки области лишены возможности  обновлять фонд изданиями, которые смогли бы удовлетворить информационные потребности детей и подростков. По данным отчетов детских библиотек на крайне низком уровне находится комплектование фондов в Магаданской области. Например, в Среднеканскую ДБ за 2008 год поступило всего 5 книг.
    Нехватку детской литературы в какой-то мере компенсирует подписка на периодические издания для детей и подростков. Но, несмотря на рост цен, суммы, выделяемые на подписку, остаются неизменными. В связи с этим сокращается количество экземпляров и названий подписных изданий, а это, в свою очередь, влияет на неудовлетворенность читательских запросов в оперативной информации. В сельских библиотеках для детей выписывается в среднем 1 – 3 издания, в некоторых – ни одного (как, например, в 5-ти районах Орловской области, в 3-х детских библиотеках Карачаево-Черкесии).
   Есть опасение, что кризис и сокращение финансирования в первую очередь скажется на уровне и качестве комплектования библиотек, а значит, на уровне удовлетворенности пользователей-детей.
    К проблемам стратегического характера относится и реальная опасность прекращения развития детской литературы что, прежде всего, проявляется в «несбалансированной» структуре репертуара книгоиздания. Так, например, если в литературе для самых маленьких новые имена ещё появляются, то современных отечественных авторов, пишущих для подростков, совсем немного. Аналитики РГДБ констатируют, например, что в 2008 году для дошкольников выпущено 4894 названий, а для детей среднего и старшего возраста - 1502. Между тем, именно на средний возраст приходится пик активности досугового чтения, а подростки имеют самый широкий диапазон жанрово-тематических читательских пристрастий.
   Одной из острых проблем является отсутствие полноценного механизма регуляции , поддержки и распространения лучших и новых книг, что ведет к тому, что новая и качественная литература для детей и подростков не попадает в небольшие города, поселки и села.
   Все описанные выше проблемы приводят к тому, что многие библиотеки не могут полноценно обслуживать своих читателей, и, если не принять меры это неизбежно скажется на уровне чтения и культурной компетентности подрастающего поколения.

II. Проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий

   Особое значение дети придают уровню оснащенности библиотек современной техникой, возможности пользоваться компьютерными технологиями и правом  свободного доступа в Интернет. Однако, уровень информатизации библиотек, обслуживающих детей – очень неоднороден. Существует огромный разрыв в степени оснащенности ИКТ  библиотек крупных городов и провинции, специализированных детских и общедоступных взрослых библиотек.
   Приведем несколько примеров.
 • В республике Мордовия только 1% детских библиотек имеют компьютеры (5 библиотек из 44).
 • В республике Коми 73% библиотек имеют компьютеры и множительную технику, выход в Интернет есть у 7 библиотек из 34.
 • В Алтайском крае 72% детских библиотек имеют компьютеры, 48% - множительную технику. Доступ в Интернет имеют только 4 модельные детские библиотеки.
 • В Воронежской области компьютеры имеют лишь 34% библиотек (13 из 38), выход в Интернет есть у трех библиотек.
 • В Смоленской области из 40 специализированных детских библиотек только одна имеет доступ в Интернет.
 • В Вологодской области на 1 января 2009 года компьютеризировано почти 90% детских библиотек.
 • В Иркутской области насчитывается 34 компьютерных центра для детей и подростков (47% от общего количества детских библиотек области).
   Оснащение библиотек персональными компьютерами и подключение к Интернет позволило существенно модернизировать и обогатить информационные сервисы, предоставляемые детям. Так в Чувашской республике приобретенная в 2006 году для межпоселенческих библиотек система автоматизации библиотек ИРБИС позволила большинству библиотек работать не только над созданием собственных баз данных, но и вести автоматизированный учет читателей, регистрацию новых поступлений. Эта система позволила библиотекам войти в республиканскую библиотечную корпорацию, стать участниками создания сводного электронного каталога библиотек республики.
   В Ставропольском крае в рамках реализации пилотного проекта «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества» ряд библиотек получили базовые комплекты современного компьютерного оборудования и оргтехники. В результате муниципальные библиотеки  получили выход в Интернет, на их базе работает виртуальная справочно-информационная служба. В некоторых муниципальных детских библиотеках началась работа по формированию собственных электронных ресурсов.
   В Нижегородской области на базе специализированных детских библиотек работают информационно-компьютерные центры. В этих центрах дети обучаются компьютерной грамотности.
   В Свердловской области 65,5% библиотек для детей и юношества компьютеризированы,  40% из них подключены к Интернет. На этой основе развиваются новые услуги, связанные с поиском информации и продвижением новых идей, в том числе единственный в России корпоративный проект «Пионер» по созданию электронных ресурсов для детей и юношества, участниками которого являются библиотеки Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края.
   В Иркутской области в 2006-2007 годах в рамках реализации областной программы «Иркутская региональная автоматизированная библиотечная система (ИРАБИС) была разработана подпрограмма «Детская библиотека – электронное окно в информационный мир». На базе ЦДБ муниципальных районов области было создано 26 детских компьютерных центров. По программе «Информатизация сельских библиотек» в 2008 году были открыты новые Детские информационные центры  в двух сельских библиотеках.    Главной задачей компьютерных центров является обеспечение пользователям широкого доступа к информационному пространству, а также обучение детей и подростков пользованию компьютером, методике поиска и отбора информации в сети Интернет.
   В Белгородской области в 2007 году в рамках программы ООБФ «Российский детский фонд» «Духовная защита», при финансовой поддержке РБОФ «Планета детей», инициирован социально-инновационный проект «Мир детства: грамотность, нравственность, творчество», направленный на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков области через обеспечение равного доступа к книжной и информационной культуре. В рамках проекта 20 центральных районных детских библиотек области оснащены компьютерным и мультимедийным оборудованием, многофункциональным устройством, укомплектованы книгами и периодическими изданиями, документами на видео и электронных носителях информации.
   Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина, начиная с 1991 года, одной из первых детских библиотек России осуществляет программу информатизации. Читателям библиотеки предоставляются самые современные информационные услуги: электронные книги и периодические издания, информационные базы данных, издания на CD-ROM и DVD, свободный доступ к ресурсам сети Интернет. Постоянно идет обновление Web-сайта библиотеки. Пополняется информация о фондах, мероприятиях и услугах библиотеки, пользующихся повышенным спросом книгах и периодике. Электронный каталог библиотеки представлен на сайте и доступен круглосуточно для ведения информационного поиска удаленными пользователями.
   Специалистами отдела информатики создана информационно- поисковая система «Дети улицы». Система включает законодательные документы по защите прав материнства и детства, адреса благотворительных  фондов в Саратовской области, адресную информацию о дошкольных и учебных заведениях, культурно-просветительных, зрелищных и спортивных организациях г. Саратова, «телефоны доверия» центров психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, адреса комиссий по делам несовершеннолетних при администрации районов г. Саратова.
   Совокупный объем электронных каталогов региональных детских библиотек вырос за 5 последних лет вдвое. Но в 9-ти библиотеках из 76-ти электронные каталоги отсутствуют. В их числе -Тувинская РДБ, Курганская ОДБ и все 7 республиканских детских библиотек Южного федерального округа.
Однако, несмотря на активную работу и стремление детских библиотек работать в развивающемся информационном пространстве, в целом уровень включенности в него, также как и уровень сервисов библиотек, обслуживающих детей, крайне недостаточен. Эта ситуация крайне негативно отражается как на библиотеках, так и на их юных пользователях. Стремительно увеличивается информационный «разрыв» между детьми и библиотекарями.

  III. Проблема кадрового обеспечения библиотечного обслуживания детей

    Главным ресурсом библиотечного обслуживания детей были, есть и будут люди, работающие в библиотеках. От библиотекаря зависит, насколько ребенку будет интересно и тепло в библиотеке, что и как быстро он может найти в ней для учебы, досуга, собственного развития.    Большинство квалифицированных кадров детских библиотек – выпускники специализированных отделений институтов культуры, готовивших библиотекарей-библиографов для работы в детских, юношеских и школьных библиотеках. Но за прошедшие десять лет практически во всех вузах культуры кафедры и отделения детской литературы и подготовки библиотекарей для работы с детьми ликвидированы. Основная нагрузка ложится на систему переподготовки кадров. Ведущими учреждениями в этой системе являются центральные детские библиотеки – Российская государственная детская библиотеки и детские библиотеки-субъекты РФ, – выполняющие функции научно-исследовательских и научно-методических центров по работе с детьми. Школы различной тематики, семинары, совещания, конференции, стажировки, участие в общероссийских и международных акциях, – все это способствует профессиональному росту библиотекарей, работающих с детьми.
    Современная библиотека требует привлечения к выполнению своих задач не только библиотекарей, но и психологов, педагогов, социологов, специалистов по информационным технологиям и т.д. Однако все они сейчас тарифицируются как библиотечные работники, теряя статус по полученным в вузах специальностям. Низкий престиж профессии библиотекаря, низкий уровень его зарплаты способствуют оттоку кадров из библиотек, особенно детских и юношеских. Негативной тенденцией, связанной с положением библиотекаря в обществе,  является старение кадров, особенно в крупных городах, где молодые специалисты имеют больше возможностей найти более престижную и хорошо оплачиваемую работу.
Необходим целый комплекс мер по решению кадровой проблемы библиотечной работы с детьми, улучшение системы повышения квалификации специалистов (в том числе, развитие системы их дистанционного обучения, что особенно важно в условиях кризиса).

IV. Проблема чтения

    Отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня приобретает для общества чрезвычайно большое значение. Однако, до тех пор, пока поддержка чтения не стала делом всего общества и государства, опасность ухудшения его состояния остается.
   В России в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения были проведены серьезные социологические исследования, давшие возможность обобщить динамику чтения молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.  Но в настоящее время не проводится мониторинг процессов социокультурных потребностей детства и детского чтения.
   В области чтения существуют  два международных мониторинговых педагогических исследования чтения школьников 10 и 15 лет, в которых участвовала Россия  (PIRLS и PISA). Крайне мало исследований поведения и информационных потребностей детей в Интернете, между тем как в странах Европы эти исследования проводятся регулярно, комплексно и в национальном масштабе. Не ведется масштабных национальных исследований ценностей, образа жизни, досуга, культурных и информационных предпочтений и поведения подрастающего поколения, так необходимых для создания обоснованной межведомственной концепции информационно-библиотечного обслуживания детей.   
  Общедоступные (публичные) библиотеки во многих странах мира являются фундаментальным социальным институтом, особенно важным и необходимым при решении общенациональных задач, к числу которых, относится продвижение чтения.  Опыт работы библиотек обширен и многообразен. Особенно велика роль специализированных детских публичных библиотек в поддержке детского чтения.     Исследования, проведенные Российской государственной детской библиотекой, показывают, что «библиотечные» дети» (те, кто регулярно ходит в библиотеки) - это не только развитые читатели, но и развитые зрители и слушатели. Детские и школьные библиотеки остаются тем местом, где многие дети могут получить не только книги и журналы, но и советы, что именно действительно стоит читать из потока зачастую далеко не лучшей литературы.
Библиотекари, работающие с детьми, пытаются остановить падение читательской грамотности детей, отторжение от чтения. Библиотеки становятся последним форпостом на пути усеченного, упрощенного варианта детского чтения. Главная их задача  – дать юному читателю возможность получить радость от чтения лучшей художественной литературы, научиться читать для духовного роста и развития .
    Самый главный вопрос последних лет, это - не сколько они читают, но – как и что читают дети и подростки? Ведь даже одна книга, прочитанная в детстве, может оставить след на всю жизнь.
    Ослабевание традиции передачи литературной культуры и ухудшение читательской культуры, «качества» чтения - сегодня самые главные проблемы в сфере детского и семейного чтения.
Очевидно также и то, что разрозненные действия библиотек по развитию детского чтения, в том числе и в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения, должны быть структурированы в отдельную подпрограмму в силу специфики детской психики и поведения.
   Следует отметить, что именно падение читательской культуры и развивающаяся (как следствие) функциональная неграмотность, привели к тому, что в ряде зарубежных стран
•    были приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей (Дания, Норвегия, Япония, Корея);
•     появились национальные центры детского чтения и литературы для детей как «пара-национальные» детские библиотеки (отделения национальных библиотек), главной задачей которых является сбор, сохранение и изучение литературы для детей, а также  распространение знаний о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.);
•     стали открываться самостоятельные детские библиотеки (специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании) (Франция, Италия, Нидерланды);
•    открываются небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона (в последние годы детские библиотеки открылись в Германии, Нидерландах,  Аргентине, на Кубе, в Индонезии, Китае, в Африке в Бенине);
•    стали строиться новые, хорошо оснащенные библиотеки для детей и подростков (нередко по специальным архитектурным проектам) (Сингапур, Нидерланды и др.).
   Как видно из приведенных примеров, в зарубежных программах продвижения чтения делается акцент именно на популяризации чтения среди детей и подростков. Ниже приведены примеры, которые заслуживают самого пристального изучения.
   В Сингапуре государство проводит политику поддержки чтения детей и юношества. В новой государственной библиотечной политике сделан акцент на интенсивное развитие и строительство новых библиотек по обслуживанию детей и юношества. Так, в начале 2000-х гг., был принят план, согласно которому было построено 100 новых библиотек для детей и юношества.
   В Швеции – «читающей стране» - за последние годы приоритет и государственная поддержка чтения удвоилась, причем именно в отношении детей и юношества. Целью «литературной политики» в Швеции является повышение уровня «качества» чтения в аспекте доступа к чтению с помощью Интернета, электронных книг.  Большая роль в Швеции отводится  государственным механизмам, поддерживающим издание качественной литературы.
   В Норвегии правительство разработало стратегию, направленную на пробуждение у детей интереса к чтению, чтобы таким образом улучшить их навыки чтения. Толчком для разработки специальной стратегии послужили результаты международного тестирования ПИЗА, обнаружившие низкий уровень навыков чтения у норвежских школьников. Эта программа была реализована в 2003-2007 годах. Министерство образования, инициировавшее тестирование, придает большое значение развитию кооперации на местном уровне, с тем, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы как школьных, так и публичных библиотек. Законодательно закреплено требование к публичным и школьным библиотекам в каждом муниципалитете о заключении договор о сотрудничестве для обеспечения наилучшего обслуживания детей и подростков, проживающих на данной территории. Одной из мер считается обязательное посещение каждым школьным классом публичной библиотеки для ознакомления детей с ее ресурсами и возможностями.
   Норвегия переживает новый золотой век детской и подростковой литературы. Все больше книг норвежских авторов переводятся на иностранные языки. В Норвегии создана уникальная система поддержки детской литературы, которая существует с 1965 года и доказала свою эффективность.
Норвежский совет по культуре разработал гарантированный план закупок детской и подростковой литературы: часть тиража каждого наименования взрослой литературы и часть тиража детских книг выкупаются правительством у издателей и распространяются по библиотекам. Издатели получили возможность повышать тиражи детской литературы. Выпуск детских книг, традиционно весьма затратный и рискованный, стал выгоден издателям. Государств также стимулировало создание детских книг, повысив ставку гонорара детским писателям до 22%, из которых издательство выплачивает 10%, а совет по культуре 12%.
   В совете по культуре работают четыре комитета, которые призваны следить за качеством выпускаемой литературы. Если комитет по детской литературе признает низкое качество детской книги, издателю придется вернуть полученную от государства субсидию. Эта система мер позволяет эффективно влиять на издательскую политику. Благодаря этим мерам, даже в самые маленькие публичные библиотеки обладают представительными собраниями современной художественной литературы, эти книги доступны всем читателям.
   Дания развивает новую государственную политику в области культуры для детей
Библиотека продолжает быть одним из самых важных культурных ресурсов для детей и используется примерно до 80 % всех детей. В 2007 г. Управлением библиотек Дании был подготовлен доклад, в котором приведены рекомендации по радикальным изменениям в библиотечном библиотечному обслуживанию детей. В основу доклада легли результаты исследований по изменению поведения и привычек детей в повседневной жизни, медиакультуре и медиапространстве.
   Министр подчеркнул, что многое изменилось и должно быть сделано в ракурсе развития детской культуры, и сюда должны быть включены все возможные аспекты детской культуры: библиотеки, школьные ресурсные центры, культурные центры и виртуальные услуги. Как и в Норвегии, органы управления культурой более теперь тесно сотрудничают друг с другом.
   В 2007 г. был опубликован стратегический план по будущему библиотечному обслуживанию детей в Дании.    Основные положения этого доклада могут служить новым руководством к действию не только для датских, но и для российских специалистов.
   Приведенные примеры свидетельствуют о действенной государственной стратегии в области продвижения детского чтения.
   Специалисты Российской государственной детской библиотеки вместе с библиотекарями центральных детских библиотек неоднократно писали о том, какие меры необходимо принять для поддержки детского чтения в стране. Часть их была предложена к Национальной программе поддержки и развития чтения в России. От того, приобретет ли Национальная программа действительно всеобщий – национальный характер, станет ли она национальной стратегией, и, особенно, от того, как будет поддержано детское и семейное чтение, во многом зависит будущее нашего общества.

V.Проблема чтения подрастающего поколения в контексте новой медиа среды

   Согласно данным Министерства образования РФ, на 1 сентября 2008 года количество школьников составило 13 миллионов, из них примерно 9 млн. – учащиеся до 14 лет. Примерно 70% из них имеют выход в Интернет в школе, что составляет около 6,3 млн. пользователей сети в возрасте от 7 до 14 лет. Кроме того, все больше детей пользуются Интернетом дома. В среднем 2 из 10 пользователей Интернета - дети. По данным исследований ФОМ и ВЦИОМ в конце 2008 г., «взрослая» аудитория Интернета в России составила порядка 38-49 млн. человек, а «детская» аудитория составит примерно 8-10 млн. пользователей. Согласно онлайн-опросу «RU-метрики», проведённому в апреле 2009 г., только четвёртая часть юных пользователей выходит в Интернет под надзором взрослых. О самостоятельном пользовании сообщили 75% респондентов, включая самих детей и родителей, позволяющих своим чадам самостоятельно постигать премудрости сети.
    Эти данные свидетельствуют о том, что по мере развития новых информационно-коммуникационных технологий сегодняшние дети и подростки все больше перемещаются в киберпространство, и  использование возможностей этой среды для развития и поддержки чтения детей и юношества в ближайшей перспективе станет особенно важным.
   В последние годы специалистами РГДБ был  проведен  ряд исследований, в которых изучалось поведение детей, подростков, юношества в киберпространстве.  Основные выводы, приведенные ниже, были опубликованы в изданиях и отдельных статьях, предназначенных для библиотекарей, работающих с детьми. Назовем их.
  1.Поведение детей и подростков  в Интернет отличается от поведения  взрослых, они более свободны в Сети и многие из них проводят там свой досуг, поскольку еще не обременены многочисленными делами и обязанностями взрослых. Они просто любят   путешествовать по Сети. Такие занятия как просмотр клипов, мультфильмов и фильмов, прослушивание музыки часто сопровождаются скачиванием из Сети этих ресурсов.
  2. Самое главное предпочтение юных в Интернете — это общение в разных формах.
  3. Интернет   не «угнетает», а, скорее, поддерживает чтение. Кроме поиска разнообразной информации (занятия, стоящего в перечне на одном из первых мест, и  отмеченное более трети всех опрошенных), дети активно читают юмористические страницы  и анекдоты, новости,  книги, доступные в Сети, электронные версии журналов, а также тексты электронных энциклопедий.
  4. Интернет поддерживает  как чтение, так и письмо (переписку по электронной почте, общение на форумах и в блогах и др.).    
  5.Подростки больше нацелены на общение, слушание музыки, и, в целом, на развлекательную аудиовизуальную культуру.  Каждый десятый опрошенный отметил, что ему нравится читать «сетевую литературу» (творчество любителей в Сети). Сегодня в Сеть перемещаются не только любители компьютерных игр и те, кто предпочитает просто общение, но и те, кто нуждается в художественной литературе, информации о том, что сегодня интересно читать и знать его сверстникам.
  6.Способности  ребенка к чтению в подростковом возрасте во многом определяют его использование Интернета и чтение в киберпространстве.  
  7. Развитые читатели  не только обладают более высокой культурой в целом, гораздо лучше ориентируются в насыщенной информационной среде и обладают более активной гражданской позицией. Те, кто лучше читает, гораздо лучше ориентируется в информационном пространстве и медиасреде в целом. Их выбор более осознан и дифференцирован. У развитых читателей выше «качество» медиапотребления - они гораздо более грамотны и как читатели, и как зрители, и как слушатели. Таким образом, они в большей степени обладают основами как читательской, так и информационной культуры.
  8. В целом Интернет усиливает познавательную активность детей, стимулирует к приобретению новых знаний в самых разных областях в зависимости от индивидуальных предпочтений. И, таким образом, он предоставляет много возможностей тем, кто любит читать.
Интернет - это мощный инструмент, который можно использовать как для развития личности, так и  для ее деградации.
   Кто и как может помочь детям и подросткам? Сегодня ответом на «вызовы» Интернета является выстраивание новых структур, механизмов и сервисов, которые берут на себя роль помощников по популяризации литературы и конкретных авторов. Это – сайты библиотек, а также сайты издательств, журналов, персональные сайты писателей.
   Привлечение к чтению в  киберпространстве является одним из сравнительно новых направлений работы библиотек. Постепенно сайты библиотек, как «площадки общения» с детьми  становятся развитыми ресурсами по поддержке чтения в электронной среде.   Удачными примерами, где сочетаются традиционные подходы и новые технологии являются сайты ряда библиотек. Так, популярный среди родителей и детей сайт РГДБ «Библиогид», имеет развитую структуру, которая позволяет прочитать краткие и развернутые аннотации новых книг для детей и подростков, получить советы, узнать о наиболее интересных и качественных детских книгах , а также и о том, что лучше детям не читать. На сайте работают квалифицированные библиографы, и есть также форум и гостевая книга для посетителей. Главное назначение этого сайта – рекомендации именно для родителей. Другой сайт РГДБ – клуба «Dialogos» - ресурс и площадка для подростков, юношества и молодежи.
   В числе других интересных ресурсов- рекомендательные сервисы ряда центральных детских библиотек в России (например, сайт центральной городской детской библиотеки Г. Новоуральска, сайт Центральной системы детских и школьных библиотек г.Озерска, сайт Свердловской областной библиотеки для детей и юношества и др.). Эти варианты показывают, какие возможности есть у библиотек, работающих с подростками и юношеством.
   Очерчивая  круг задач, стоящих сегодня перед всеми библиотекарями, работающими с детьми и подростками, можно сказать, что:
•    повсеместное включение библиотекарей в киберпространство (для чего необходимо подключение всех типов библиотек, работающих с подрастающим поколением, к возможностям Интернета);
•    создание новых и улучшение  действующих сайтов библиотек; развитие новых Интернет-сервисов рекомендательной библиографии на сайтах библиотек;
•    привлечение как реальных, так и удаленных пользователей в библиотеки;
•    развитие корпоративных Интернет-проектов и новых сервисов в обслуживании читателей;
•    использование принципа интерактивности  при взаимодействии библиотекаря с читателем в Интернете при соединении библиотекарей, реальных и  удаленных читателей-пользователей (например, общение с читателями в блогах для библиотекарей, учителей, воспитателей)
постепенно становится нормой жизни.
   Свидетельствами внедрения новой парадигмы обслуживания  являются  инициативные проекты РГДБ и центральных детских и детско-юношеских библиотек по:
-созданию «Электронной российской детской библиотеки» (ЭРДБ)
- развитие коллективных ресурсов рекомендательной библиографии на основе проекта РГДБ «Библиогид»;
- развитию коллективной виртуальной справки для детей и др.
-отбору лучших Интернет ресурсов для детей
-деятельность в области безопасного Интернета.

VI. Проблема пространственных решений при обслуживании детей

  Современный ребенок развивается в ситуации существования различных культур.  В процессе роста он строит модель собственной индивидуальной культуры и решает сложную задачу освоения современного информационно насыщенного мира, развития способностей и стремления к творчеству, непрерывному самообразованию, которое протекает в соответствии с возрастными, психологическими и иными особенностями личности. Эти особенности и определяют необходимость построения специализированной среды развития, отличающейся от условий существования взрослого человека. Детская библиотека — специализированное библиотечное учреждение, главная цель которого — создание максимально комфортных условий для привлечения к чтению детей до 14 лет, организация осмысленного досуга с помощью книги и чтения, помощь в воспитании и обучении.
   В России довольно мало библиотек, созданных по особым архитектурным проектам (РГДБ - в их числе). Самостоятельные детские библиотеки и большое количество общедоступных библиотек, ведущих обслуживание детей, находятся в помещениях, приспособленных под библиотечные нужды. Многие библиотеки арендуют помещения. При этом рост арендной платы в ряде случаев приводит к отказу от помещений для размещения детских служб. Единичные библиотеки адаптируют свое пространство под потребности детей инвалидов, социально уязвимых и этнических групп детей.
   В последнее время набирает силу объединение региональных детских и юношеских библиотек. Если в 2000 году таких библиотек было 5 ед., то в 2008 году их уже 15.
   Во многом опережая зарубежный опыт, в 1960-1970 гг. в России были создана сеть библиотек, наиболее полно учитывающих возрастные особенности и потребности детей и юношества. Позднее такие библиотеки (как правило, филиалы публичных библиотек) стали создаваться в других странах мира (например, в США и Германии).
   Однако сегодня отечественная практика «зачеркивает» достигнутое и во многом идет в направлении, противоположном мировому опыту развития библиотечного обслуживания подрастающего поколения. За рубежом развивается следующая тенденция: происходит отделение пространства детей дошкольного и младшего школьного возраста от пространства подростков и юношества. Это можно увидеть на примере развития библиотечного обслуживания в США, Великобритании, Германии, Сингапуре и др. странах. Подросткам, в силу специфики их возрастных особенностей требуется одно (среда для общения, независимость, возможность свободно выразить себя), детям же – совсем другое (прежде всего, - безопасная, комфортная, и главное - развивающая среда).
   В качестве примера реализации этого подхода - открытие у национальных библиотек филиалов отдельно и для детей, и для юношества. Например, в 2002 г. в Африке в Египте была вновь открыта Национальная библиотека - Александрина (в основе которой находятся фонды Александрийской библиотеки), и у нее были созданы два новых филиала: один – для подростков и юношества от 11 до 16 лет, другой – только для детей 6-11 лет.
   В развитых странах власти понимают, что детские библиотеки нужны для создания условий, отвечающих потребностям именно этой группы населения. Во Франции, в Великобритании, в Китае и других странах сегодня создаются самостоятельные детские библиотеки (также как и детские музеи, дома детского творчества, детские театры и проч. учреждения для детей).
   Эта тенденция связана с общим падением количества пользователей библиотек, стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания, с желанием перенять западную модель библиотечного обслуживания детей, для которой типично включение детских отделов в общую структуру публичной (общедоступной) библиотеки.
  В развитых странах понимают, что детские библиотеки нужны для создания условий, отвечающих потребностям этой группы населения, и во многом отличаются от работы взрослых библиотек.  Во Франции, в Великобритании, в Китае, Италии (Международная детская библиотека)  и других странах создаются самостоятельные детские библиотеки. А  в 2006 году в Сеуле была открыта Национальная библиотека для детей. Оснащенная по последнему слову техники, построенная по специальному проекту, эта библиотека предоставляет свои услуги юным жителям Сеула не только днем, но и поздним вечером, так как образованию сейчас уделяется в стране очень большое внимание. Афиша библиотеки заполнена всевозможными мероприятиями для детей: встречами с авторами, выступлениями рассказчиков, детскими фильмами и спектаклями.
   В основу философии пространства для детей положена теория многообразного интеллекта, которая позволяет провести действительно инновационные преобразования в детской библиотеке. Дизайн детского пространства в ряде проектов учитывает языковые, логико-математические, музыкальные,  физические, естественнонаучные, внутриличностные, межличностные аспекты развития детей. Наши зарубежные коллеги понимают, что новые знания создают новые виды деятельности, что библиотечное пространство должно вызывать у читателей удивление и вдохновение, что оно должно быть привлекательно для детей всех возрастов, вызывать у них желание находиться в нем, учиться и играть.
   Хочется верить, что и в России хорошо зарекомендовавшая себя отечественная традиция существования самостоятельных детских библиотек сохранится и обогатится новым опытом.

Заключение

   Необходим пересмотр роли библиотек в расширяющемся глобальном информационном пространстве, и особенно, - роли детских и  школьных библиотек. Ведь именно сюда сегодня приходит поколение с иной медикультурой, и это - будущие жители общества знаний.
   Если библиотеки, работающие с детьми, не будут иметь лучшие книги, журналы, мультимедиа и новейшие технологии, то это неизбежно приведет к увеличению в обществе «цифрового разрыва» между бедными и богатыми детьми, а также между детьми и библиотекарями.
   В условиях снижения статуса и уровня чтения больших социальных групп населения библиотеки продолжают оставаться в качестве главного фундамента для поддержки детского чтения в стране, и сегодня значимость этой задачи только возрастает. Именно чтение и умение работать с текстом на любом носителе является ключом к успешной жизни в век информации.
   Необходимо срочное оснащение библиотек ИКТ и подключение их к Интернету, в том числе для их читателей, и об этом сегодня особенно активно говорят детские и юношеские библиотекари.
11-12 ноября 2009 года в г. Перми состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Детская библиотека в Web-пространстве». Организаторами конференции выступили Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина.
   В работе конференции приняли участие специалисты в области библиотечного дела, научные работники, преподаватели, детские библиотекари, школьные библиотекари. Всего более 100 человек из Пермского края и регионов России (Москва, Челябинск, Архангельск, Республика Коми, Екатеринбург, Озерск, Миасс).
   Участники конференции определили ряд актуальных «вызовов» – задач:
•    Модернизация, информатизация и техническое переоснащение библиотек, работающих с детьми, в том числе -  подключение их к Интернету, расширение онлайн-ресурсов библиотек, разработка и поэтапное внедрение программы оцифровки собственных библиотечных ресурсов (редких, уникальных, краеведческих и др.); использование моделей Библиотека 2.0, инструментов Web 2.0 и других новых возможностей;
•    Разработка стратегии продвижения чтения с использованием информационных технологий, а именно: отбор, оценка, рекомендация лучших книг, периодики, мультимедиа, интернет-ресурсов для детей и родителей; развитие у школьников читательской и информационной грамотности и культуры, расширение возможностей виртуального общения читателей и библиотекарей.
•    Формирование единого информационного пространства для библиотек, обслуживающих детей. Кооперация библиотечных специалистов в создании собственных информационных ресурсов и организация механизмов их коллективного использования и обмена. Развитие виртуальной системы обслуживания удаленных пользователей.
•    Участие библиотек, обслуживающих детей, в развитии гуманного и безопасного информационного пространства для подрастающего поколения, обеспечение доступа к «качественной» сетевой информации. Работа по развитию киберпространства для детей, в том числе с участием самих детей. Создание рабочей группы по отбору лучших сайтов для детей, организация портала лучших детских сайтов. Разработка критериев оценки сайтов детских и школьных библиотек.
•    Обучение детей и подростков эффективным умениям и навыкам работы в Интернет-пространстве. Разработка правил Интернет безопасности, Интернет этики для детей и подростков. Обучение, просвещение, консультирование детей, подростков и родителей по использованию информационных технологий, правилам безопасного использования Интернета.
•    Создание новой системы обучения и повышения квалификации детских библиотекарей и других библиотечных специалистов, работающих с детьми; обучение их эффективному использованию информационных технологий, созданию собственных электронных ресурсов.
   Главные направления работы детских и других библиотекарей лежат на пути объединения усилий и создания совместных проектов, а также широкого внедрения инноваций.
   Новые возможности для читателей детского и юношеского возраста могут быть созданы с помощью развития совместных инновационных проектов РГДБ и центральных детских и детско-юношеских библиотек, в том числе:
- Создание «Электронной российской детской библиотеки» (ЭРДБ)
- Развитие коллективных ресурсов рекомендательной библиографии на основе проекта РГДБ «Библиогид»;
- Развитие коллективной виртуальной справки для детей и др.
    Это проекты могли бы лечь в основу новой стратегии развития детских и детско-юношеских библиотек, в связи с чем необходима их государственная поддержка (финансирование библиотек-участниц, создание системы грантов и др. способы поощрения инновационной деятельности библиотек).
   Другое направление сотрудничества – это помощь детских библиотек школам в реализации национального проекта «Образование», прежде всего, в плане кооперации школьных и детских библиотек (а также  библиотек других типов). Детские библиотекари традиционного сотрудничают со школами, проводят совместные мероприятия для классов, участвуют в работе школ по различным направлениям образования и воспитания школьников (патриотическом, краеведческом, историческом, экологическом, эстетическом, литературном, мультикультурном и др.), помогают школьным библиотекарям. Сегодня, в условиях реформирования образования, эта работа становится еще более важной. Главной совместной заботой детских и школьных библиотек остается поддержка детского чтения, развитие юного читателя.
   Детские и детско-юношеские библиотеки являются местами для объединения усилий специалистов по работе с детьми из различных сфер и ведомств, в силу чего они могут делать совместные проекты, более полно защищать и реализовывать права детей. Библиотеки меняются, и сегодня они могут сделать многое для того, чтобы дети жили, учились, играли, приобщались к ценностям культуры с помощью как физического, так и «виртуального» безопасного и гуманного пространства для детей, создаваемого библиотекарями.  

Приложение

Предложения подготовлены Российской государственной детской библиотекой в 2007 г. В данный материал также были включены предложения директоров центральных детских библиотек регионов и других участников научно-практической конференции  «Детское чтение: развитие и поддержка», состоявшейся в Москве в РГДБ 23-27.10.2006 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В РФ

   Повышение престижа чтения и образа читателя в обществе

1. Формирование привлекательного образа читающего человека в различных печатных и электронных  СМИ, в том числе в Интернете (статьи в прессе о читателях и библиотекарях, библиотеках, в том числе – о чтении известных людей, их чтении в детстве, любимых детских книгах, читающих семьях, читателях – призеров конкурсов, акциях библиотек и др.).
2. Создание циклов передач о детской литературе на радио и телевидении, создание новых передач и программ для детей и родителей (сказки и другие литературные передачи для детей, советы родителям, просвещение детей и родителей).
3. Организация культурно-массовых мероприятий: книжных фестивалей и других акций, встреч с интересными людьми, в том числе с кумирами подрастающего поколения.

Развитие читателя: воспитание культуры чтения и информационной культуры личности

1. Работа с читательскими группами детей разного возраста, в том числе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с подростками;
2. Развитие литературного творчества читателей;
3. Работа с особыми группами детей (имеющими трудности в развитии, инвалидами, трудными подростками и др.);
4. Обеспечение разнообразного и качественного круга чтения, соответствующего психологическим особенностям и информационным потребностям юных читателей;
5. Восстановление системы рекомендательной библиографии, издание большими тиражами книг по рекомендательной библиографии для детей и родителей,  подростков и юношества;
6. Развитие экспериментальных площадок в библиотеках по внедрению инновационных подходов и технологий в работе с детьми;

Работа с семьей, поддержка чтения в семье с помощью библиотек

1. Информационная и психолого-педагогическая поддержка и консультирование родителей по вопросам детского чтения и литературы для детей;
2. Организация специальных программ для просвещения родителей (лекториев, семинарских занятий и других форм);
3. Работа семейных клубов (клубов семейного чтения).
4. Помощь родителям детей с особыми нуждами (трудностями в развитии и др.).

Привлечение в библиотеки новых читателей путем использования традиционных и новаторских подходов и технологий

1. Информационная и просветительская работа о лучших детских книгах, книгах – лауреатах конкурсов, об издательских новинках и работе библиотек в СМИ, школах, учреждениях дополнительного образования.
2. Развитие программ работы с целевыми группами детей и взрослых, мало читающими и не посещающими библиотеки (в том числе с детьми и подростками «групп риска»).
3.  Развитие программ «летнего чтения»: организация «читальных залов на колесах», продвижение книги в парки, летние лагеря отдыха, читательских конкурсов с помощью библиотек.

Использование информационных технологий для привлечения к чтению подрастающего поколения

1. Развитие электронных ресурсов для чтения, в том числе доступных электронных библиотек для детей и родителей: отбор и оцифровка контента – текстов и иллюстраций лучшей детской литературы отечественных и зарубежных авторов на разных языках, развитие электронных библиотек с коллекциями литературы и периодики для детей (в том числе оцифровка редких и наиболее ценных детских книг и книжных иллюстраций, создание региональных электронных коллекций детской литературы);
2. Развитие в Интернете электронных ресурсов для обмена информацией и общения о литературе для детей, подростков, юношества (сайты, чаты и форумы - «площадки для общения», информация о литературе и др.) с помощью библиотекарей.
3. Развитие электронных путеводителей по литературе для родителей и подростков таких как «Библиогид» (РГДБ). Развитие ресурсов рекомендательной библиографии как в печатной, так и в электронной форме;

Условия, необходимые для реализации системы мер по поддержке чтения с помощью библиотек

I. Совершенствование издания и распространения печатной продукции.

Пополнение фондов библиотек.

1. Совершенствование системы книгоиздания для детей и подростков, обновление репертуара издаваемой литературы (перевод лучшей классической и современной литературы для детей и юношества разных стран мира; переиздание лучшей литературы для детей советского периода, обеспечение государственной поддержки в создании и издании новой литературы для детей и подростков, поддержка лучшей периодики для детей);
2. Создание эффективных механизмов экспертизы издаваемой литературы для детей и подростков, в том числе системы экспертирования детской литературы и периодики (экспертные советы специалистов разного профиля по отбору детской разных видов и жанров, а также периодики для детей и юношества для фондов библиотек). Государственная поддержка механизма экспертирования литературы и книжной иллюстрации книг и периодики для детей. Создание эффективных механизмов экспертизы и поддержки детской литературы и периодики в регионах (местные писатели и художники-иллюстраторы, региональные издания);
3. Создание системы госзаказа на издание литературы для фондов библиотек. Разработать предложения к перечню нормативов и стандартов, обеспечивающих доступность для детского населения книжных новинок (например, процент наличия в фондах общедоступных библиотек книжной продукции текущего года).
4. Разработка в Федеральном законе «О федеральном бюджете» нормативов показателей объемов бюджетных ассигнований на нужды библиотек, обслуживающих детей не ниже 30% от выделенных на все библиотеки в соответствии с нормативами. В том числе, разработка Положения о государственных гарантиях финансирования комплектования фондов детских и школьных библиотек, отделов и филиалов публичных библиотек, обслуживающих детей. Разработка рекомендаций для органов управления культуры всех уровней относительно финансирования комплектования фондов библиотек документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, а также подписки на периодические издания, отнесение этих статей к защищенным статьям бюджета.

II. Информатизация библиотек, обслуживающих детей

1. Разработка программы по модернизации, переоснащению и информатизации детских и детско-юношеских библиотек для включения их в информационное пространство страны и регионов.
2. Развитие библиотечных сервисов для обслуживания удаленного пользователя (в том числе сайтов библиотек, виртуальных справочных служб и др.).

III. Повышение престижа профессии библиотекаря и повышение квалификации специалистов

1. Разработка системы мер по пересмотру существующей системы подготовки и переподготовки кадров (в том числе восстановление кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством в вузах культуры; расширение наименований должностей специалистов для детских библиотек (библиотекари-библиографы, специалисты по детско-юношескому чтению и литературе и др.), а также для библиотек учебных заведений (библиотекари-педагоги, учителя чтения и информационной культуры личности и др.).
2. Внесение в образовательный стандарт 3-го поколения квалификации «Специалист по детско-юношескому чтению».  Реализация различных форм профессионального образования библиотекарей и педагогов по обучению новым подходам в развитии культуры чтения подрастающего поколения: курсов повышения квалификации и др.;
3. Разработка системы мер, стимулирующих целевое обучение библиотекарей в вузах и ссузах, получение второго образования;
4. Развитие системы повышения квалификации на основе госзаказа (в том числе – для подготовки библиотекарей к работе с ИКТ).  
5. Разработка системы доплат за повышение квалификации специалистов. Повышение заработной платы библиотекарей до уровня средней по стране.

IV. Создание эффективных механизмов изучения и мониторинга чтения и библиотечного обслуживания пользователей

1. Разработка программы поддержки исследований детского чтения, литературы для детей в библиотеках, системы комплексного мониторинга чтения и библиотечного обслуживания подрастающего поколения (финансирование на конкурсной основе исследовательских проектов в форме специальных грантов, финансирование участия ведущих специалистов по детскому чтению и детской литературе в международных конференциях, стажировок специалистов в международных и национальных центрах, поддержка молодых специалистов);
2. Организация и проведение системы мероприятий по объединению усилий специалистов – исследователей и практических работников для изучения детского чтения, внедрения новых методов и методик развития юного читателя.
3. Повышение статуса федеральной и региональных детских библиотек в качестве научно-исследовательских и научно-методических центров по проблемам чтения детей, детской литературы и библиотечного обслуживания детей. Придание РГДБ и центральным детским и детско-юношеским библиотекам регионов статуса научных библиотек с соответствующим ресурсным обеспечением. Выделение необходимых и достаточных финансовых средств на осуществление исследовательской, методической, экспериментальной работы по детскому чтению, детской литературе, развитию и апробации новых подходов и методик по детскому чтению, библиотечному обслуживанию подрастающего поколения;
4. Совершенствование системы информационно-методического обеспечения библиотечной работы с детьми (развитие издательской деятельности библиотек, организация смотров-конкурсов профессионального мастерства, организация широкого обмена опытом).

V. Развитие механизмов и структур для эффективного межведомственного взаимодействия и координации усилий

1. Создание центров и дополнительных структур по координации программ поддержки чтения в стране и в регионах на базе библиотек;
2. Разработка долговременной  программы «Формирование культуры чтения и информационной культуры подрастающего поколения» (совместно с педагогами и школьными библиотекарями).
3. Учреждение ряда новых «библиотечных премий» для издателей, писателей, художников, целью которых будет популяризация лучшей литературы для детей.
4. Разработка системы мер по поддержке общественных организаций работников культуры и образования, целью которых является развитие чтения, литературы для детей и юношества, библиотечного обслуживания населения (в том числе работы секции детских библиотек, «Круглого стола по чтению» и других секций Российской библиотечной ассоциации, Русской школьной библиотечной ассоциации, Русской ассоциации чтения и др.).