Детская библиотека в библиотечном мире
Детская библиотека в библиотечном мире
Г.А. Кисловская, директор
Российской государственной
детской библиотеки,
Н.В. Бубекина,
гл. библиотекарь НМО РГДБ
Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают осознаваться как самая большая ценность. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в общество. Библиотечное обслуживание детей вносит весомый вклад в социализацию личности ребенка, в его инкультурацию (термин Н.Л. Голубевой), то есть вхождение в культуру.
Библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 47 тыс. публичных, 4,1 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует огромная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий – 63 тыс. В целом же читатели-дети составляют 33 – 35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 40-45%. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом.
Анализ эффективности работы этих библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения приводит к выводу о росте их востребованности. В последние пять лет они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и общественными организациями.
Как возникли детские библиотеки? Каково их место в общей системе библиотек России?
Функциональные модели библиотеки каждой отдельной страны - это часто результат долгого исторического развития. Это в полной мере относится к истории создания и развития самостоятельных детских библиотек в России.
Детские библиотеки начали создаваться уже в конце XIX века. Так, в 1878 году известный библиограф и книговед А.Д.Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку. К 1914 году их в России уже 20. Существовали планы развития сети детских библиотек. В резолюции “О работе детских библиотек” Первого Всероссийского библиотечного съезда (1911 г.) подчеркивалась важность “привлечения детей к чтению и необходимость оказания им помощи в выборе книг... Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительским учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными”. (1., С. 107)
Возникновение самостоятельных детских библиотек было связано с общекультурными и просветительскими традициями России. В начале XX века феномен детства стал предметом широкого научного интереса. Появляется большое количество статей, книг известных педагогов, психологов, писателей о необходимости изучения души ребенка, поиска наиболее оптимальных путей обучения и воспитания сообразно с законами развития детства, а не представлениями о них взрослых. Четко обозначилось и самостоятельное направление в литературе – издание книг для детей, появилось большое количество журналов для детского и семейного чтения.
Детская литература сложилась из трех составляющих:
•книги, написанные для взрослых, но постепенно прочно вошедшие в круг детского чтения;
•адаптированные издания;
•книги, специально написанные для детей и детского чтения.
С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять все большее и большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребенка.
Детские библиотеки стали выделяться из публичных, их формирование как специфического детского учреждения шло путем приспособления библиотечной деятельности к возрастным особенностям. И это наряду с тем, что в гимназиях, училищах, школах существовали учебные библиотеки. Их в России имели 78% учебных заведений для детей.
Таким образом, самостоятельные детские библиотеки России начали возникать задолго до 1917 года, отражая объективное требование общества, обратившего внимание на необходимость более углубленной просветительской деятельности по отношению к детям.
После 1917 года развиваются оба типа библиотек – детская и школьная. Причем в начале советского периода библиотечного строительства было очень четко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребенка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось “за страницами учебника”. (1., С.107)
К сожалению, в течение конца ХХ – начала ХХI века произошел серьезный перекос в выполнении функций школьных и детских библиотек. Из-за слабости материального и финансового обеспечения школьных библиотек в детские библиотеки был перенаправлен поток запросов по школьной программе. Более 80% всех запросов школьников связаны со школьными заданиями. Если вся так называемая массовая работа детских библиотек имеет целью приобщение к свободному чтению, чтению для ума и души, что и является основной задачей детской библиотеки, то объективные причины современного образования и нехватка свободного времени из-за большой загруженности школьной программой заставляют детей пользоваться детской библиотекой в узкоутилитарных целях. Как справедливо пишет Л.Н. Фомина, «Если бы деятельность библиотек была ориентирована на читателя и его потребности, то детская и школьная библиотеки давно бы сконцентрировались на выполнении своих непосредственных функциональных задач, соответствующих их типологии» (9., С. 4.).
За все время существования детских библиотек мало кто всерьез занимался вопросами теоретического обоснования деятельности детских библиотек и особенно определения их места в общей типологии. Большой вклад в изучение детских библиотек внесла Н.Л. Голубева (Краснодар) своей книгой «Детская библиотека: современные проблемы развития» (М., 2009.) и рядом статей. Какие-то попытки определения детских библиотек предпринимались в Концепции библиотечного обслуживания детей (М., 2004.)
Однако, это все-таки недостаточно для определения места детских библиотек в типологии библиотек страны. Одна из причин в том, что библиотековедение почти не воспринимает нового знания, вырабатываемого детской психологией, социологией, педагогикой, социальной психологией, культурологией. Недостаточно проработанными остаются проблемы общей типологии библиотек, несмотря на бурную полемику по этому вопросу в 90-е годы.
Основными типообразующими признаками являются, по мнению, библиотековедов, структура фондов, читательский контингент, статус библиотеки, ее роль в системе библиотек и т.д.
Согласно Е.Н. Гусевой (3., С. 42–48; С. 59–72), которая свела многие теории типологии библиотек в единую таблицу, большинство исследователей выделяют детские библиотеки или как самостоятельный вид библиотек (К. Коновалова, М.А. Потапов, И.М. Фрумин, А.И. Литинский, Л.З. Амлинский, С.А. Трубников, А.В. Соколов и др.) или как подвид массовой (публичной) библиотеки (И.М. Фрумин,.Н.К. Коссаковская, Н.С. Карташов и др.). Все детские библиотеки можно классифицировать прежде всего по читательскому контингенту – дети до 14 лет (включительно), специфике фонда (документы, предназначенные детям как основное ядро), по уровню подчинения – федеральная, библиотеки субъектов РФ, муниципальные, по роли в системе библиотек – центральные (библиотеки субъектов РФ), самостоятельные, централизованные детские библиотечные системы, детские филиалы, отделы публичных библиотек. Детские библиотеки отмечены даже в типологиях, основным признаком которых является автоматизация библиотек (А.В. Соколов, Л.И. Алешин). Таким образом, детские библиотеки вполне вписываются в имеющиеся схемы типологизации библиотек. Однако в современном библиотековедении доминирует отнесение детских библиотек к публичным. И вот здесь возникают вопросы. Если обратиться к классическому определению публичных библиотек как к библиотеке, которая «… в равной степени доступна всем членам общества, независимо от расы, национальности, возраста, пола, вероисповедания, языка, степени трудоспособности, экономического положения, места работы и уровня образования» (7.,С.13.), то сразу становится очевидным, что детская библиотека по своему основному контингенту, направленности фонда не может быть интересна всему обществу, тем самым отличаясь от общедоступной библиотеки достаточно важными типологическими признаками. Именно поэтому в текст 8-й статьи Федерального закона № 78 от 1994 года «О библиотечном деле» был внесен термин – специализированные детские и юношеские библиотеки.
Теоретическую основу появления такого термина составляют достижения современной социологии, психологии и педагогики детства.
Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Как писала Г.Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас». Это значительно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания.
Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность включения личности в культуру (от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога). Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребенка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.
Знание этих возрастных и индивидуальных особенностей культурного развития личности должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей. Именно в этом смысл термина – специализированное обслуживание, на которое дети имеют право по всем имеющимся законам и декларациям.
Итак, детская библиотека – это специализированное библиотечное учреждение или его структурная часть универсального профиля, организующее библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Обслуживает родителей как организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детской библиотеки – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку библиотек, основания для оценки их деятельности.
Миссия библиотек, обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель библиотек детских библиотек – удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.
Основные задачи детских библиотек:
•развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
•пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;
•гармоническое сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);
•воспитание творческих способностей;
•пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
•обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями;
•обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
•взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
•осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
•развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;
•развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможности библио – и арттерапии, терапии творчеством.
Социокультурная адаптация, социализация детей, вхождение детей в культуру (инкультурация) – это важнейшие направления социокультурной политики, которое должно иметь общегосударственный статус и быть официально зафиксировано в обязанностях органов государственной власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание – часть этой политики. (5., С.2–6)
Современную специализированную детскую библиотеку в том виде, в котором она существует, то есть самостоятельное учреждение или структурное подразделение публичной библиотеки, можно рассматривать как подвид публичной библиотеки, тяготеющий к самостоятельному типу библиотек.
Главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе – модернизация и, как следствие ее, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно методологическое положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.
В центре внимания каждой библиотеки должны быть интересы и запросы пользователя, библиотеки существуют прежде всего для Читателя. В центре внимания детской библиотеки – читатель-ребенок со всеми его психологическими, возрастными и иными особенностями развития. С ребенком должны работать знающие психологию и педагогику детства специалисты, хорошо знакомые с детской литературой и способами ее преподнесения детям.
«Опытным путем детские библиотеки нащупывали способы приблизиться к восприятию своих пользователей, к уровню их читательской культуры, стараясь приспособиться к особенностям читательской группы и развивать спе¬циализацию обслуживания. После централизация этот процесс пошел вспять. В централизованных системах требования к взрослым и детским библиотекам унифицировались. Через систему административного и методического руководства шла нивелировка деятельности взрослой и детской библиотек, специфика последней стиралась.
В деятельность детской библиотеки систематично насаждались методические установки, разрушительно повлиявшие на организацию открытого доступа и СБА (по схеме и формулировкам ББК), тематику, содержание и оформление выставок, состав фонда по отраслям знания и процент выдачи литературы — все постепенно подтягивалось к норме работы взрослой массовой библиотеки» (9, С.5.). В настоящее время многие детские библиотеки создали свою, отличную от взрослой, среду развития и общения детей, применяют новые способы расстановки и раскрытия фондов, отвечающих возрастным особенностям разных групп детских читателей, проводят эффективные акции-мероприятия по продвижению чтения, создают программы и проекты работы по различным направлениям деятельности библиотек, значительно расширили партнерство с другими учреждениями и организациями.
Современная детская библиотека, если она является самостоятельным учреждением, имеющим статус юридического лица, все средства, которые ей выделяют по бюджету, и те, что она зарабатывает сама, направляет только на благо детей. Поэтому-то в этих библиотеках и комплектование документов гораздо лучше, чем в филиалах ЦБС, и информатизация, хоть и идет тяжело, но, тем не менее, библиотеки предоставляют пользователям информационные технологии. Главное же, что детская библиотека все свое пространство, какое бы оно ни было, предоставляет детям. А это очень важно, поскольку для детей библиотека – это не только читальный зал и абонемент, но и место общения и досуга. Это положение особо выделено в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей», подготовленном Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (М.,1995): «Дети … нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское, даже если они приглашают взрослых разделить его с ними…» (6., С. 61).
Опыт существования детских филиалов в смешанных ЦБС, к сожалению, показывает, что в отношении библиотечного обслуживания детей существует вторичность и полное отсутствие того приоритета интересов детей, о котором говорится в нормативных документах типа Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и т.п. Более того, в некоторых ЦБС проблемы помещений, комплектования фондов, других материальных ресурсов решаются за счет именно детских библиотек. Объединение детских и взрослых библиотек в одном помещении приводит к лишению детей своего пространства. Пока в стране не изменится отношение к детям, пока в библиотечной политике дети как наименее защищенная категория населения не будут рассматриваться хотя бы как равноправная группа, говорить об объединении детских и взрослых библиотек преждевременно. Тем не менее в настоящее время в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. библиотечная сеть претерпела значительные изменения в худшую сторону. В первую очередь пострадали детские библиотеки. Их общее количество уменьшилось с 4,5 тыс. в 2003 году до 4,1 тыс. в 2009 году. По всем регионам количество детских библиотек неуклонно сокращается. Например, в Чувашии вместо 43 детских библиотек осталось 33, в Татарстане – 113 и 103 соответственно, в Ленинградской и Воронежской областях число детских библиотек сократилось на 15 ед., в Пермском крае – на 7 ед. и т.д. Многие детские библиотеки либо закрывают совсем, либо перепрофилируют, сливая со взрослыми, школьными. Большинство библиотек потеряло свой статус. Так, в 2003 году в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами, были центральные детские библиотеки, которые выполняли функции оказания методической помощи, квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек своего города или района, включая сельские библиотеки. Сейчас же эти библиотеки переведены либо в разряд библиотек-филиалов, либо вообще на положение детских отделов и отделений взрослых библиотек, что ведет к сокращению опытных кадров, ухудшению всего библиотечного обслуживания детей, потере активных читателей. Имеет место и перевод библиотек-филиалов, имеющих свое обособленное помещение, на которое имеют право по всем международным конвенциям дети, в положение отделов взрослых библиотек с отчуждением ранее занимаемых помещений.
Вызывает настороженность и нарастающая тенденция объединения детских и юношеских библиотек субъектов РФ. Так, если в 2003 году было только три детски-юношеских библиотеки, то к 2010 году их стало уже 17. Предпринимать такие шаги нецелесообразно, т.к. их объединение, как показывает практика, не способствует эффективной организации библиотечно–информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и во многом ущемляет и права детей, и права юношества. Если же учесть, что с 2009 года набирает силу тенденция превращения юношеских библиотек в молодежные, то есть угроза полного растворения детей в общей массе практически уже взрослых пользователей библиотек. Теряют свои особенности организаторов библиотечного обслуживания детей в регионе и те библиотеки, которые объединяются с национальными (Башкортостан, Калмыкия, Саха) или универсальными научными (Хабаровск).
Эти объединения связаны со стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания. Результатом этого является нарушение прав ребенка, поскольку сокращаются возможности пользователей на получение информации в соответствии с их возрастными потребностями. Идет полное уничтожение тех достижений, которое было достигнуто Россией в ХХ веке и которые явились основой для развития детских библиотек за рубежом.
В развитых странах понимают, что детские библиотеки и библиотеки для юношества нужны для создания условий, отвечающих потребностям этой группы населения, и во многом отличаются от работы взрослых библиотек. Дети и юношество имеют право на собственный выбор учреждений, которые нужны им для развития и социализации. Одной из главных тенденций последнего десятилетия в разных странах мира стало усиление библиотечной работы с детьми.
Это проявляется в следующем:
• в некоторых странах были приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей (Дания, Норвегия, Япония, Корея).
• появились национальные центры детского чтения и литературы для детей как «паранациональные» детские библиотеки (отделения национальных библиотек), главной задачей которых является сбор, сохранение и изучение литературы для детей, а также распространение знаний о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.);
• стали открываться самостоятельные детские библиотеки (специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании) (Великобритания, Франция, Италия, Китай, Сингапур, Нидерланды);
• открываются также небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона (в последние годы детские библиотеки открылись в Германии, Нидерландах, Аргентине, на Кубе, в Индонезии, Китае, в Бенине);
• стали строиться новые, хорошо оснащенные библиотеки для детей и подростков (нередко по специальным архитектурным проектам) (Сингапур, Нидерланды и др.). (8., 28–29)
Очень бы хотелось надеется, что и в России здравый смысл возьмет верх над сиюминутными решениями, и нам не придется через некоторое время возрождать детские библиотеки, равняясь на зарубежные страны.
Непродуманная политика в отношении детей и детских библиотек может привести к полному их отчуждению от чтения, нарушению основ культурного развития и умения осмысленно организовывать свой досуг. К чему это может привести, наглядно показано в статье «Необъявленная война: дети мстят за экономию на них» (4., С.38–41.). Недаром кто-то из мыслителей прошлого говорил о том, что, закрывая библиотеки сегодня, завтра мы будем вынуждены строить новые тюрьмы.
Мы совсем не хотим какой-то сегрегации детей, наоборот, как написано в Концепции библиотечного обслуживания детей (М.,2001), главное сейчас – встроенность системы обслуживания детей в общее библиотечное пространство, но без ущемления прав детей, без лишения их права выбора той библиотеки, где им комфортнее, удобнее, лучше. Дети сами проголосуют, своими ногами, в какую библиотеку они пойдут и как будут ею пользоваться. Прежде чем экспериментировать и разрушать все «до основанья», давайте прислушиваться к нашему главному судье – пользователю.
Литература
1.Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1980.
2.Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
3.Гусева Е.Н. Типология библиотек. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 152 с.
4.Живи и знай: Белая книга детства и образования в России. – М.: МИРОС, 1995. – 80 с.
5.Концепция библиотечного обслуживания детей. – М.: РГДБ. – 2004.– 31 с.
6.Руководство по библиотечному обслуживанию детей: Пер. с англ. Ю.В.Просалковой. - М., 1994. Вып. 7. Информационные материалы.
7.Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию публичных библиотек. – СПб, 2002. – 112 с.
8.Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми: Справка к заседанию Общественного совета по культуре при МК РФ. – М.: РГДБ. – 42 с.
9.Фомина Л.Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная?// От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10–11 ноября 1992 г., Москва). – М., 1993. – С. 35–43.
Использован материал сайта:
http://metodisty.rgdb.ru/methodists/show_searched_news?id=1221