Навигация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.

Яндекс.Метрика

   

ИМИДЖ БИБЛИОТЕКАРЯ

Версия для печатиВерсия для печати

В БИБЛИОТЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЁ ПРЕКРАСНО!
ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
ИМИДЖ БИБЛИОТЕКАРЯ

АВТОР:  ОЛЬГА ВИКТОРОВНА КОЗЛОВА - старший преподаватель МИОО, Москва

  Общение - неотъемлемая часть человеческого поведения. Умение общаться означает, прежде всего, - заслужить доверие и интерес другого человека.
Качественное общение в библиотеке может обеспечить только гармонично развитая и подготовленная личность…
  … Библиотекари  должны обладать рядом опорных свойств личности, к которым относятся духовная культура, компетентность, ответственность, безупречность поведения…
  …Библиотекарю должны быть свойственны положительные человеческие качества, посредством которых он проявляет свою духовную культуру: выдержка, чуткость, отзывчивость, скромность, справедливость, искренность. Именно в общении с учащимися и педагогами личность библиотекаря проявляется во всём многообразии и переплетении этих человеческих качеств.
   Очевидно, что обеспечить комфортное общение способна только личность с позитивным отношением к действительности, с достаточно высоким уровнем самооценки, уверенная в себе, с достойным имиджем.
Пребывание учащихся в библиотеке, их участие в каких-либо мероприятиях проходит на фоне разностороннего общения библиотекаря и посетителей. От качества этого общения и зависит ощущение психологического комфорта…
Специалисты особенно выделяют умение находить контакт, общий язык и правильный тон с различными читательскими группами.
   Выступления перед детьми требуют от библиотекаря следующих умений:
 1. Излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно и доступно.
  Если слова или манеру говорить библиотекаря учащиеся находят неубедительными, вероятность того, что они его услышат, невелика. Опытный библиотекарь знает, что если дети не слушают сообщение или не уделяют ему должного внимания, сообщение не задерживается у них в памяти.
  Выслушивать библиотекаря заставляет не только то, что он сообщает им устно или письменно, но и то, как он это делает. Опытные библиотекари, как правило, умеют красиво говорить, использовать возможности своего голоса, изменять темп речи, интонацию и делать значимые паузы.
  Тихая и невнятная речь библиотекаря демонстрирует неуверенность в знании предмета, а может быть, и в себе, и способна вызвать постоянные переспрашивания и уточнения или пассивную потерю внимания аудитории.
   Для удачного выступления библиотекарю необходимо:
 • Мысленно выстроить план изложения, то есть собрать воедино все факты и идеи и расположить главные из них в логической последовательности. Надо спланировать высказывания и подобрать данные, которые помогут выразить мысль как можно точнее.
 • Подобрать для иллюстрации сказанного нужные слова и образы, чтобы сообщение было понятным и соответствовало ситуации общения. Форма выражения мысли важна не менее её содержания. Слова способствуют возникновению определённых образов, чувств, настроения. Слова могут огорчить и обрадовать, ввести в уныние и развеселить. Подбирать слова следует так, чтобы они были правильно поняты.  Использование общепринятой лексики в соответствии с нормами грамматики повышает вероятность того, что слова правильно истолкуют.
  2. Ориентироваться при выборе форм и методов работы с читателями на возрастные особенности.
…С.Г.Матлина советует: «Если во время диалога с читателем возникает ощущение дискомфорта, нервозности или даже враждебности, первым должен улыбнуться и исправить морально-психологический климат библиотекарь» …
 3. Работать над своим имиджем, выглядеть соответствующим образом.
Имидж - это искусство «управлять впечатлениями». Известно, что окружающие формируют своё мнение о библиотекаре в течение нескольких первых секунд, ещё до того, как он начал говорить. Библиотекарь может, например, проводить презентацию книги, делать обзор, отвечать на вопросы детей или просто беседовать - в любом случае очень важно, какое впечатление он производит…
   Значение внешнего вида в создании положительного имиджа не следует преуменьшать. Как известно, визуальная информация составляет около 70%, но эти проценты включают ещё и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку. И всё это должно гармонично сочетаться и соответствовать обстоятельствам.
   Большинство людей - визуалы и воспринимают других по внешнему виду. Имиджмейкеры советуют: всегда поддерживайте себя в форме, уверенный, со вкусом одетый человек легко и свободно «шагает по жизни».
Видимо, поэтому в новом Кодексе этики российского библиотекаря имеется такой пункт: «... заботится о своём внешнем виде, как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии».
    Специалисты выработали ряд принципов формирования имиджа.
 Один из них: влияние не только на сознание окружающих людей, но и на подсознание, чтобы у людей, помимо их воли, возникло чувство приятного ощущения, связанного конкретно с этим человеком («что-то есть в нём такое привлекательное...»).
   Создание имиджа - дело тонкое. И не последнее место в этой работе отводится обаянию. Обаяние может проявиться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности... Обаяние глубоко индивидуально. В общепринятом смысле обаятельный человек - это человек, способный произвести неотразимое, чарующее впечатление своей внешностью или манерой поведения, суждениями, оригинальностью мышления, добротой и т.д.
   Не последнюю роль здесь играют лидерские качества. Уверенное, открытое поведение выражается через такие жесты и действия, как:
  - прямая спина, гордая осанка, прямой, открытый взгляд;
  - во время общения – лёгкий наклон вперёд к собеседнику.
   Для того чтобы создать свой положительный имидж, нужно не только осознавать необходи¬мость в этом, но и любить себя, и с открытостью и лёгкостью воспринимать свои недостатки.
   В связи с общением нам представляется любопытным перечисление жестов и действий, которых следует избегать:
 1) демонстрацией нервозности, неуверенности являются нетерпеливое постукивание по столу, частое покашливание, кручение авторучки в руках, когда руки прикрывают рот, когда человек часто снимает и надевает очки;
 2) о напряжённости следует говорить при крепко сцепленных руках, частом прикосновении к шее, поправлении шейного платка или шарфа;
 3) признаком закрытости будут скрещённые на груди руки, позы, когда всё тело «закрыто»;
 4) выводы о скрытности и подозрительности могут быть сделаны на основании взгляда исподлобья, частого прикосновения к мочкам ушей, рту, носу;
 5) скука проявляется в форме машинального рисования на бумаге, рассеянного взгляда, жестов и положений, при которых ладони поддерживают голову, и т.д.
    Специалисты предлагают несколько советов по созданию имиджа, которые актуальны для библиотекарей в большей степени, чем для представителей других профессий:
 «1. Перестаньте критиковать себя, отнеситесь к своим недостаткам как к возможности усовершенствования.
   2. Будьте самодостаточны. Кроме вас, никто не сможет сделать вас счастливым, возьмите на себя эту ответственность и начните строить свой новый образ.
   3. Перестаньте жаловаться. Жалобы не преображают ситуацию, а лишь только усугубляют проблемные моменты. Ищите пути, и тогда решение придёт к вам.
   4. Будьте проницательными и внимательными к другим, окружающие предоставляют нам множество информации о том, в каком направлении стоит совершенствоваться».
    Подводя итоги всему сказанному, констатируем: создать по-настоящему комфортную образовательно-воспитательную среду школьной библиотеки - дело многоаспектное и непростое. Однако и благодарное. В школьной библиотеке будет приятно находиться не только читателям - сам библиотекарь проникается социальным оптимизмом по мере продвижения по пути совершенствования среды своего обитания.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ветчанова 0. В. Общение в детской библиотеке: проблемы и пути их решения/0. В. Ветчанова. - Режим доступа: http://www.mcfr.ru/journals/ 91/244 23016/23025 /   
2. Клименкова Н. В. Проблема общения в руководстве чтением [Текст] (на примере Минской ЦБС) / Н. В. Клименкова //Сов. библиотековедение. - 1983. - № 2. - С. 36-42.
3. Кузнецова Т. Я. Профессиональная этика современного библиотекаря: социально-коммуникативные аспекты формирования/Т. Я. Кузнецова// Информационный бюллетень РБА. - 2010. - № 56. - С. 127-129.
4.Матлина С. Г. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания / С. Г. Матлина. - Режим доступа: : http://lib.1september.ru/2004/19/19
5.Матлина С. Г. Библиотечное обслуживание как диалог [Текст] / С. Г. Матлина// Сов. библиотековедение. - 1990. - № 6. - С. 43-51.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ВЫ СМОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ В ЖУРНАЛЕ :
БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ. – 2011. - №11. - С.21 – 25.